logotype
office phone-icon +7 707 657 77 70
RUruKZkzENenZHzh

Профилактика мошенничества, связанного с хищением денег у клиентов банков второго уровня Республики Казахстан

Профилактика мошенничества, связанного с хищением денег у клиентов банков второго уровня Республики Казахстан

eye 66

В соответствии с нормами Уголовного кодекса Республики Казахстан, мошенничеством является хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.

Оба вида мошенничества совершаются двумя способами – путем обмана или злоупотребления доверием. Эти способы являются самостоятельными, но имеют место случаи совершения мошенничества посредством обоих способов, в комбинации так сказать.

Разъяснения понятиям мошенничества, его видов и способов общедоступны, даны в литературе, в интернете и т.п.

По данному виду уголовного правонарушения имеется Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 29 июня 2017 года № 6 «О судебной практике по делам о мошенничестве».

Специальных и современных, так сказать, видов мошенничества имеется множество: интернет и телефонное мошенничество, мошенничество в сфере кредитования, мошенничество с использованием платежных карт, мошенничество в сфере страхования и т.д. и т.п.

Из-за мировой глобализации и информатизации способы мошенничества постоянно меняются, создаются новые.

В этой статье хотелось бы остановиться именно на профилактике мошенничества, связанного с обманом клиентов банков второго уровня Республики Казахстан, поскольку количество таких уголовных правонарушений увеличивается из года в год и эту проблему надо решать пока она не переросла в глобальную.

Потерпевшими от этих видов мошенничества являются люди разного возраста и социального статуса, независимо от степени образования.

Мошенники используют различные психологические манипуляции, пользуясь при этом, как правовой и финансовой неграмотностью граждан, доступностью информации о потерпевших из социальных сетей, так и смею предположить, полученной нелегальным путем информацией составляющей банковскую тайну – о наличии у потерпевших денег на банковских счетах, а также доступностью оформления онлайн-кредитов и т.п.

Приведу примерную схему мошенничества:

Потерпевшему позвонили с незнакомого номера, представились сотрудником одного их правоохранительных органов Республики Казахстан и сообщили о фактах мошенничества в банковской сфере и о проведении проверки банков, а также рекомендовали ответить на звонок сотрудника одного из банков.

Через некоторое время потерпевшему позвонил неизвестный и представившись сотрудником банка сообщил, что в целях недопущения хищений денег клиентов с банковских счетов, проводятся проверки банков и потерпевшему необходимо взять кредиты в банках по перечню указанному неизвестным, и перечислить деньги на время на определенный банковский счет в целях безопасности.

Неизвестный также попросил потерпевшего перечислись со своего депозита на свою же карту одного из банков деньги несколькими платежами, что потерпевший и сделал.

Затем по просьбе неизвестного потерпевший перевел свои деньги на другой банковский счет по названным неизвестным реквизитам банковской карты.

После этого потерпевший, под контролем неизвестного, державшего с ним связь по телефону, оформил кредиты в нескольких банках, в том числе через мобильное приложение, снял деньги и перечислил их через терминалы на банковский счет по названным неизвестным реквизитам банковской карты.

Только в последнем банке у потерпевшего поинтересовались о целях кредита, после чего сотрудник этого банка сообщил потерпевшему, что его обманули и похитили его деньги.

Имеют место случаи, когда неизвестные звонят потерпевшим с номеров, аналогичных контактным номерам банков, представляются сотрудниками службы безопасности банков второго уровня либо Национального банка Республики Казахстан или сотрудниками правоохранительных органов и т.п., уверяют потерпевших о попытках оформления неизвестными лицами кредитов от имени потерпевших, а также о возможной краже денег со счетов потерпевших с использованием информационных технологий, затем в целях безопасности просят временно перевести деньги на специальный «безопасный» счет.

Также имеют место случаи, когда обманутые потерпевшие берут кредиты в банках и перечисляют деньги на указанные банковские счета неизвестных лиц.

Имеются и другие многочисленные способы мошенничества о которых известно из СМИ, интернет сетей.

Полагаю, что возникла необходимость по усилению работы по выявлению и нейтрализации интернет, телефонного и других видов мошенничества со стороны Правительства и правоохранительных органов.

Также возникла необходимость по организации целенаправленной и планомерной профилактической работе в СМИ, по созданию и систематической трансляции в лучшее эфирное время социальных роликов, разоблачающих методы и способы мошенников.

Банками второго уровня на постоянной основе должна проводиться разъяснительная работа с клиентами банков о недопустимости проведения любых финансовых операций по предложению неизвестных лиц, связавшихся с клиентами с использованием любых средств связи.

Рекомендовал бы всем гражданам не продолжать общение с неизвестными, связавшимися с ними под предлогом возникновения каких-либо событий или совершения каких-либо действий, связанных с финансовыми операциями, никогда не скачивать приложения, не перечислять деньги и не брать кредиты по предложению неизвестных лиц и обращаться напрямую в банки для получения достоверной информации о состоянии своих финансовых средств в банках.

Leave a request
and we will call you back